Skip to main content

Дыхательная гимнастика для детей

календарь

14.04.2022 г.

часы

5 минут

фотографии автора текстов Климович Элины

Автор, редактор и медицинский эксперт – Климович Элина Валерьевна.

Содержание:

В чем польза дыхательных упражнений для детей?
Дыхательная гимнастика Стрельниковой для детей
Комплекс дыхательной гимнастики для детей

Дыхательная гимнастика — один из методов естественного оздоровления организма1. Наряду с другими физическими упражнениями, она играет большую роль в развитии детей2. Какие упражнения выбрать для ребенка и как выполнять их правильно — об этом расскажем в статье.

В чем польза дыхательных упражнений для детей?

Примерно в 6-7 лет начинается период бурного роста, но легочная и сердечно-сосудистая системы ребенка немного отстают в своем развитии2, при этом они вынуждены обеспечивать возросшие потребности организма в кислороде. Снижение поступления кислорода может негативно сказываться на физиологических процессах и повлиять на работу всех органов3. Кислородное голодание клеток может проявляться по-разному, например, раздражительностью, плохой успеваемостью в школе или частыми простудным заболеваниями из-за ослабления иммунитета2.

Дыхательная гимнастика учит ребенка дышать правильно, развивает его легкие, повышает эффективность газообмена и тем самым помогает ему расти здоровым1.

Чем полезна тренировка? Если приучить детей дышать правильно, это помогает:

  • повысить выносливость и работоспособность2,3,
  • ускорить физическое и умственное развитие1,2;
  • преодолеть стресс1;
  • снизить избыточный вес1;
  • развить пластику и гибкость1;
  • улучшить осанку1.

Существуют различные дыхательные упражнения для детей3.  В России и странах СНГ наиболее популярной и действенной считается дыхательная гимнастика Стрельниковой1. Изначально методика предназначалась для восстановления голоса у певцов, но затем были замечены положительные изменения в других аспектах здоровья1. Сегодня система широко используется для профилактики многих заболеваний1,3

Вернуться к началу

Дыхательная гимнастика Стрельниковой для детей

Дыхательную гимнастику отличает парадоксальность сочетания фаз дыхания и движений тела1. Обычно физическое усилие совершается на выдохе1, а в системе Стрельниковой — наоборот, каждому движению рук, ног, головы, мышц брюшного пресса, плечевого пояса и таза соответствует резкий и короткий вдох носом. Это как шмыгать носом или нюхать воздух1.

Движения и вдохи выполняются короткими сериями по 8 раз. Затем следует расслабление и медленный, спокойный, почти неслышный выдох через рот1,3. После этого выдерживается пауза 3–5 секунд, и упражнение повторяется снова3. Ритм выполнения упражнений индивидуальный3. Следить за ним помогает счет.

Парадоксальное сочетание движений и дыхания в системе Стрельниковой способствует развитию респираторной мускулатуры, тренировке легких, активному насыщению организма кислородом и его эффективному использованию1.

По некоторым данным, уже после первых упражнений по дыхательной методике Стрельниковой объем легких увеличивается на 15–20%2. При регулярных тренировках он возрастает в несколько раз2.

Комплекс дыхательной гимнастики для детей

Базовый комплекс гимнастики Стрельниковой включает 12 дыхательных упражнений1,3. Исходное положение для всех упражнений — стойка с прямой спиной1,3.

Попробуйте выполнить этот комплекс с вашим ребенком, чтобы он повторял движения за вами.

Этап 1 – двигаем руками

«Ладошки»

Опустите руки, чтобы они свободно лежали вдоль туловища, затем согните их так, чтобы локти «смотрели» вниз, а кисти рук были обращены на себя. В таком положении делайте короткие шумные вдохи, на каждом сжимая кулачки. Одна серия включает 8 вдохов, за ней следует пауза 3–5 секунд и повторение серии вдохов1,3.

«Погончики»

Согните руки в локтях, кисти сожмите в кулаки и расположите на уровне талии. На вдохе резко выпрямите руки, одновременно разжав кулаки и растопырив пальцы. В этот момент вы ощутите напряжение в мышцах предплечья, кистей и плеч. На выдохе снова согните руки и сожмите ладони в кулак. Серия коротких вдохов — 8 повторов. Пауза 3–5 секунд, затем повторение серии вдохов1,3.

«Насос»

При этом упражнении нужно делать легкие поклоны, одновременно выполняя шумные и короткие вдохи. Поклоны должны быть не глубокими — наклон вперед до пояса будет в самый раз. Не старайтесь держать спину и голову прямо. При каждом поклоне спина должна округляться, а голова опускаться — такие движения напоминают накачивание шины насосом1,3.

Для начала ребенку достаточно освоить эти три упражнения респираторной гимнастики Стрельниковой, затем можно добавлять по одному новому1.

Этап 2 – подключаем к движениям голову

«Повороты головы»

Стойте прямо, опустив руки вдоль туловища. Поворачивайте голову поочередно влево и вправо, при каждом движении делая шумный и короткий вдох. После каждого вдоха выдыхайте ртом. Помните, что останавливать голову посередине или напрягать шею нельзя1,3.

«Ушки»

Это упражнение похоже не предыдущее, с той разницей, что нужно делать наклоны головы так, чтобы ухо коснулось плеча1,3.

«Маятник головой»

Теперь «раскачивать» голову нужно вперед-назад. Делая вдох, опускайте голову вниз, устремляя взгляд в пол, затем выдыхайте, выпрямляя голову, и снова вдыхайте, откидывая голову назад, направляя взгляд в потолок1,3.  

При наклонах головы напрягаются грудино-ключично-сосцевидные и лестничные мышцы. Эти мышцы расположены на передней поверхности шеи и участвуют в вентиляции самых верхних отделов легких4.

Этап 3 – усложняем движения

«Кошка»

Встаньте прямо, опустив руки вдоль тела. Держите спину прямо и, немного сгибая колени, делайте полуприседания. Одновременно поворачивайте туловище вправо и влево, как бы скручиваясь или делая легкое пружинистое движение. На выдохе нужно выпрямиться1,3.

«Обними плечи»

Упражнение выполняется стоя, руки согнуты в локтях, предплечья сложены друг на друга на уровне груди. На вдохе резко обнимите плечи ладонями, стараясь максимально свести руки. При этом они должны идти параллельно друг другу, а не скрещиваться. На выдохе вернитесь в исходное положение1,3

«Большой маятник»

Комбинация упражнений «Насос» и «Обними плечи». На вдохе наклонить туловище, одновременно обнимая себя за плечи и сгибая поясницу. На выдохе — расслабьтесь1,3.

Легкое головокружение у ребенка после первых упражнений дыхательной гимнастики — не повод для беспокойства3. Но следите, чтобы цвет кожи лица оставался здоровым. Побледнение или покраснение — это сигнал, что тренировку нужно прекратить1.

Этап 4 – делаем приседания

«Перекаты»

Встаньте, расположив левую ногу впереди, а правую сзади. Опираясь на левую ногу, сделайте приседание и вдох. Затем нужно «перекатиться» с левой ноги на правую, то есть перенести вес на правую ногу и тоже выполнить вдох. Повторить упражнение с правой ногой впереди1,3.

«Передний шаг»

В положении стоя поднимите согнутую в колене и тазобедренном суставе левую ногу до уровня груди. «Шмыгайте носом» (короткий вдох) и слегка присядьте на правую ногу. Затем выполните то же самое с другой ноги1,3.

«Задний шаг»

Похоже на предыдущие упражнение, но ногу нужно согнуть только в коленном суставе и максимально отвести голень назад1,3.

Регулярное выполнение дыхательной гимнастики по утрам до еды или через 1,5-2 часа после завтрака помогает ребенку взбодриться и оказывает общеукрепляющее действие1. Если заниматься вечером, через пару часов после ужина, занятия помогают успокоиться и расслабиться после насыщенного дня1.

Методика Стрельниковой подходит для детей старше 3 лет1. Специалисты включают ее в планы общего физического развития дошкольников2. Дыхательная гимнастика способствует восстановлению и укреплению здоровья, нормальному развитию детей. После консультации с педиатром ее можно использовать для самостоятельных занятий с ребенком3. Перед началом дыхательной гимнастики убедитесь, что у него нет проблем с носовым дыханием1,3. Если малыш постоянно дышит через рот, запишитесь к педиатру или ЛОР-врачу. Специалист установит причину заложенности носа и при необходимости назначит лечение. При насморке врачом могут быть рекомендованы препараты линейки ТИЗИН®5,6,7,8.

Информация в данной статье носит справочный характер и не заменяет профессиональной консультации врача. Для постановки диагноза и назначения лечения обратитесь к квалифицированному специалисту.

Вернуться к началу

Литература:

  1. Дыхательная гимнастика Стрельниковой для взрослых и детей  // Министерство физической культуры, спорта и молодежной политики Свердловской области / Екатеринбург – 2016 год.
  2. Минникова Н. В. Трофимова Я. А. Оценка эффективности использования дыхательной гимнастики по А. Н. Стрельниковой со старшими дошкольниками // Наука-2020 / №4 (15).— 2017. — С.136–141.
  3. Серазетдинова Л. И., Утегенова Н. Р., Шайдуллина Г. Г. Техники дыхательных упражнений как компонента системы оздоровления: Учебно-методическое пособие/ Казань: Казанский
    университет, 2016. — 40 с.
  4. Кале-Жермен, Б.Все о правильном дыхании и дыхательных техниках: пер. с фр. /
    Бландин Кале-Жермен. — М.: ACT: Астрель, 2008. — 220, [4] с : ил.
  5. Инструкция по применению препарата ТИЗИН® Классик // Рег.номер П N014038/01 // https://www.tyzine.ru/sites/tyzine_ru/files/leaflet_tyzine_classic_n.pdf 
  6. Инструкция по применению препарата ТИЗИН® Эксперт // Рег.номер ЛСР-009878/09 // https://www.tyzine.ru/sites/tyzine_ru/files/leaflet_tyzine_expert_n.pdf 
  7. Инструкция по применению препарата ТИЗИН® Пантенол // Рег.номер ЛС ЛП-006805// https://www.tyzine.ru/sites/tyzine_ru/files/tyzine_panthenol_ad.pdf 
  8. Инструкция по применению препарата ТИЗИН® Алерджи // Рег.номер П N014198/02 // https://www.tyzine.ru/sites/tyzine_ru/files/leaflet_tyzine_alergy_n.pdf